МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЖИВОТНЫМ»

Основные цели домашней работы по наблюдению за поведением животного состоят:

Перед проведением домашней работы в форме наблюдения за поведением животных проводится лекционное занятие, на котором разбираются особенности регистрации поведения животных, форма анализа и интерпретации полученных результатов.

После выполнения домашней работы проводится семинарское занятие с разбором проведенных наблюдений, анализом типичных недостатков и обсуждением наиболее удачно выполненных работ.

Организация и методы наблюдения:

В данной работе используется метод «включённого наблюдения», то есть наблюдатель присутствует в поле зрения животного (не прячется), не исключаются коммуникации животного с наблюдателем (если они происходят в период наблюдения, они должны быть зафиксированы).

Наблюдатель влияет на ситуацию наблюдения, вводя в поле зрения животного новый объект. Выбор характера предмета зависит от вида и темперамента животного и общей ситуации наблюдения. Наблюдатель сам решает, какой именно объект будет введен в поле зрения животного. Важным условием наблюдения за животным в этом задании является изменение поведения животного. Если животное игнорирует введение нового предмета в поле зрения, т.е. новый предмет не вызывает никакого изменения в поведении объекта наблюдения, нужно зафиксировать это в протоколе и выбрать другой предмет.

Наблюдение проводится с применением сплошного повременного протоколирования. Иными словами, в протоколе наблюдения фиксируются все внешние проявления животного в единицу времени. Протокол заполняется поминутно.

Наблюдать можно за любым животным (домашними, дикими, знакомыми или не знакомыми наблюдателю), в любой обстановке (естественной или специально организованной наблюдателем).

Наблюдение проводится за животным в течение 10 минут. Условия начала заполнения протокола наблюдения — сам наблюдатель должен перестать быть новым объектом для наблюдаемого животного к началу фиксации поведенческих реакций животного. На третьей-четвертой минуте наблюдения животному предоставляется новый объект. Введение объекта в поле зрения животного ФИКСИРУЕТСЯ в протоколе.

Можно сдавать протокол наблюдения в рукописном, напечатанном (бумажном) виде преподавателю, либо в электронном виде на адрес почты n.guseva@zoopsi.ru

При необходимости (уточнение полученных данных, расширение опыта наблюдения за различными видами животных) проводятся повторные наблюдения за тем же животным или за другими. Сравнение наблюдений за двумя животными (протокол заполняется на каждое животное отдельно) добавляет 5 баллов. За соответствующее требованиям оформление протокола наблюдения за одним животным присваивается 20 баллов (подробные требования к рейтингу по предмету в целом указаны в таблице «Критерии оценок»).

Оформление работы осуществляется по образцу, представленному ниже.

Общие принципы ведения записей наблюдений.

Во-первых, необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией:

1) дата наблюдения (с указанием года),

2) время начала и время конца наблюдения

3) место наблюдения,

4) условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера, наличие других животных)

5) общее состояние животного к началу наблюдения - нормально, малоактивно, взволновано, больно и т.д.,

6) достаточно подробные данные о животных-объектах наблюдений (вид, пол, кличка и/или номер),

7) фамилия и подпись того, кто проводил наблюдения.

Если наблюдения ведутся на отдельных листах, то вся информация должна быть на каждом листе, если запись идет в журнал, то данные, общие для всех наблюдений, так же, как и применяемые сокращения, можно вынести на титульный лист.

Вo-вторых, записи должны отражать объективные изменения внешнего состояния животного, при этом одинаковые внешние проявления должны быть во всех случаях одинаково отражены в записях.

Чтобы проиллюстрировать это положение приведем пример. Допустим, что для обозначения позы льва, лежащего, положив голову на лапы и прикрыв глаза, наблюдатель использует три выражения: "Лев лежит", "Лев спит", "Лев" отдыхает". При внешней похожести эти записи обозначают совсем не одно и тоже. В первом случае речь идет о позе животного, т.е. о его положении в пространстве, которое регистрируется совершенно объективно; второе высказывание характеризует физиологическое (или психическое) состояние животного, здесь возможны как объективные (в очевидных случаях), так и субъективные оценки; наконец, третья фраза заключает в себе предположение о причинах, по которым животное проявляет те или иные формы поведения, понятно, что все предположения такого рода носят чисто субъективный характер. Если к тому же наблюдатель каждый раз пишет то, что кажется ему наиболее подходящим, то затем, желая выяснить как часто лев проявляет то или иное состояние, наблюдатель в действительности узнает лишь то, как часто это ему казалось. Кроме того, никакое количественное сравнение частот проявлений столь разноплановых элементов (которые в данном случае полностью взаимоперекрываются) вообще не может быть оправдано.

Ситуация ещё более осложняется, если наблюдатель применяет оценки 2-го и 3-го рода, не будучи в состоянии понять суть происходящего явления. Например, человек, незнающий что широкое открывание пасти - "зевание" - у обезьян - признак агрессивного настроя, по всей видимости расценит эти действия по аналогии с человеческим зеванием, как признак состояния сонливости.

Поэтому мы рекомендуем пользоваться оценками первого рода - объективными описаниями расположения тела животного и отдельных его частей в пространстве, избегая субъективных толкований.

В-третьих, записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать.

В-четвертых, наблюдать за поведением — это значит отмечать изменения во внешнем состоянии животного. Эти изменения могут быть чрезвычайно многообразны (в принципе любое, самое незначительное движение — изменение внешнего состояния).

Если какие-то движения и изменения во внешнем виде животного вписываются в комплекс фиксированных внешних проявлений видотипичной реакции, то допустимо использовать сокращенное описание этой реакции. В то же время необходимо в примечаниях к наблюдаемым феноменам описать, что входит в фиксируемую реакцию. Рассмотрим это положение на примере.

Кошка вздыбила шерсть - изменение; вздыбила шерсть, изогнула спину, прижала уши, оскалилась и шипит. Все это вместе можно назвать "приняла угрожающую позу". Можно в протоколе наблюдения указать общее название всех поведенческих проявлений («приняла угрожающую позу»). НО в примечаниях необходимо расшифровать, какие объективно наблюдаемые изменения входят в понятие «угрожающей позы»:

«Классическая угрожающая поза кошки: Все четыре лапы у кошки напряженно вытянуты, она как бы стоит на цыпочках, спина выгнута горбом, хвост изогнут, причем шерсть на спине и хвосте стоит дыбом. Угроза дополняется соответствующей мимикой: уши прижаты к затылку, нос сморщен, клыки обнажены, уголки рта оттянуты назад. Кошка утробно урчит и периодически шипит»

Все действия той же кошки во время драки с другой кошкой (а в эти действия входит и "вздыбленная шерсть", и "поза угрозы" и многое другое), если сравнить их с состоянием животного до встречи с особью своего вида, - тоже изменение.

Этот пример демонстрирует возможность описания поведения на различных уровнях - от элементарных движений отдельных частей тела до сложных и длительно развертывающихся поведенческих ансамблей (например, репродуктивное поведение колюшки включает постройку гнезда, его охрану, привлечение самки, ритуал ухаживания, оплодотворение икры и т.д.).

На каком уровне проводить описание - это зависит от задач исследования, от поставленных перед собой вопросов, однако для того, чтобы было возможно количественное сравнение полученных результатов между собой, все единицы поведения, используемые при описании действий животного, должны иметь одинаковую размерность, т.е. одни из них не должны входить в другие в качестве составных частей (как, например, "вздыбливание шерсти" входит в "позу угрозы").

Наиболее распространенный способ описания действий животного - с помощью условных значков, каждый из которых соответствует одному из выделенных элементов этограммы. При разработке значковой системы следует выбирать простые, легкие для написания символы. Существенно повышает возможности записи использование дополнительных служебных значков (например, двойное подчеркивание значка обозначает обоюдную направленность действий, вопросительный знак после значка действия - неудачную попытку совершения этого действия; восклицательный знак - принудительный характер действия по отношению к реципиенту и т.п.).

Продуманный порядок записи позволяет быстро, компактно и удобно для последующего считывания «укладывать» информацию. Например, в начале записи указывают время начала действия, затем - его инициатора (№, буквенный индекс, кличка или иное краткое обозначение конкретного животного). Далее - условные обозначения действий в их естественной последовательности; после описания действий указывают объект, на который они были направлены (в случае социальных взаимодействий), заключает запись время конца действия.

Для фиксации наблюдений можно использовать видеозапись. Это позволяет не отрываясь фиксировать взглядом животное. Сделанные записи необходимо расшифровывать и переписывать в дневник наблюдений, при этом времени на расшифровку затрачивается приблизительно в два раза больше, чем на сами наблюдения. Наличие видеозаписи добавляет 2 балла.

Часть времени наблюдения животное может прятаться в укрытии, или по иным причинам быть недоступно для наблюдателя. Мы рекомендуем сразу, по ходу наблюдения, отмечать как долго животное было в поле зрения наблюдателя. Если животное скрылось из вида до введения в поле зрения нового предмета, следует повторить наблюдение за животными или увеличить время наблюдения, пометив в протоколе промежуток времени, когда животное было недоступно для наблюдения.

Пример хорошей работы

Скан хорошего выполнения этого задания, предоставленного в 2009/10 учебном году. Лист 1 (титульный), лист 2 (протокол), лист 3 (фотографии).

Протокол наблюдения

наблюдатель (ФИО)................................................

дата ..........

время начала и окончания наблюдения …..................-.......................

место наблюдения …....................................................

условия (температура; а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера и т.п.) …............................................

общая характеристика животного:

вид …......................................................................

пол …......................................................................

возраст …..................................................................

кличка или номер: ….......................................................

Состояние животного (активно, пассивно, состояние здоровья) ..........................

Характеристика нового для животного объекта, на который предполагается вызвать ориентировочную реакцию: …..............................................................

Значение для животного (пища, пугающий объект, игрушка, нейтральный объект)

Размер.............................................................

Способ введения в поле зрения животного ….................................

Расстояние …..................................................................

Описание поведения животного в каждый отрезок времени (минимум 10 минут): Время (поминутно) Поведение животного, изменение внешнего вида

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Примечания:

…................................................................................................................................................

…................................................................................................................................................

…................................................................................................................................................

На главную страницу