Зоопсихология
Примерный перечень вопросов и тестов к зачету/экзамену по всем модулям учебной дисциплины
- Предмет и задачи зоопсихологии. Основные исторические этапы изучения психики животных.
- Методы и конкретные методики исследования психики животных.
- Проблема возникновения психики. Особенности психического отражения. Критерии психического.
- Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри).
- Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики. Изучение научения у простейших.
- Общая характеристика высшего уровня стадии элементарной сенсорной психики. Виды научения у низших многоклеточных беспозвоночных животных.
- Общая характеристика низшего уровня стадии перцептивной психики. Проблема пластичности поведения и научения у высших беспозвоночных животных.
- Особенности группового поведения, онтогенеза и общения у высших беспозвоночных животных.
- Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики. Особенности научения и пластичности поведения у низших позвоночных животных. Особенности научения и пластичности поведения у высших позвоночных животных.
- Интеллектуальное поведение животных и методы его исследования.
- Эксперименты по обучению человекообразных обезьян языкам-посредникам.
- Особенности группового поведения, общения, научения, онтогенеза у человекообразных обезьян.
- Сравнительный анализ онтогенеза у беспозвоночных и позвоночных животных.
- Периодизация онтогенетического развития поведения и психики у позвоночных животных. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные.
- Общая характеристика развития поведения и психики в пренатальном периоде. Развитие двигательной сферы зародышей. «Эмбриональное научение» и созревание. Возможности научения у зародышей.
- Общая характеристика развития поведения и психики в раннем постнатальном периоде.
- Основные феномены раннего постнатального периода (врождённое узнавание, ранний опыт, импринтинг).
- Общая характеристика развития поведения и психики животных в ювенильном периоде.
- Игра и исследовательское поведение у высших животных.
- Врожденное и приобретаемое в поведении животных.
- Виды научения.
- Латентное научение и инсайт как особые виды научения.
- Импринтинг как особый вид научения.
- Облигатное и факультативное научение.
- Оперантное научение и классическое обусловливание.
- Подражание у животных. Аллеломиметическое поведение и имитационное научение.
- Методы исследования инстинктивного поведения животных.
- Инстинктивное поведение животных. Развитие представлений о взаимосвязи инстинкта и научения в истории зоопсихологии.
- Групповое поведение животных и проблема зарождения общественных отношений.
- Возможности и ограничения использования «анималотерапии» в деятельности клинического психолога.
Список литературы по курсу
На главную
страницу