Зоопсихология

Примерный перечень вопросов и тестов к зачету/экзамену по всем модулям учебной дисциплины

  1. Предмет и задачи зоопсихологии. Основные исторические этапы изучения психики животных.
  2. Методы и конкретные методики исследования психики животных.
  3. Проблема возникновения психики. Особенности психического отражения. Критерии психического.
  4. Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри).
  5. Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики. Изучение научения у простейших.
  6. Общая характеристика высшего уровня стадии элементарной сенсорной психики. Виды научения у низших многоклеточных беспозвоночных животных.
  7. Общая характеристика низшего уровня стадии перцептивной психики. Проблема пластичности поведения и научения у высших беспозвоночных животных.
  8. Особенности группового поведения, онтогенеза и общения у высших беспозвоночных животных.
  9. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики. Особенности научения и пластичности поведения у низших позвоночных животных. Особенности научения и пластичности поведения у высших позвоночных животных.
  10. Интеллектуальное поведение животных и методы его исследования.
  11. Эксперименты по обучению человекообразных обезьян языкам-посредникам.
  12. Особенности группового поведения, общения, научения, онтогенеза у человекообразных обезьян.
  13. Сравнительный анализ онтогенеза у беспозвоночных и позвоночных животных.
  14. Периодизация онтогенетического развития поведения и психики у позвоночных животных. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные.
  15. Общая характеристика развития поведения и психики в пренатальном периоде. Развитие двигательной сферы зародышей. «Эмбриональное научение» и созревание. Возможности научения у зародышей.
  16. Общая характеристика развития поведения и психики в раннем постнатальном периоде.
  17. Основные феномены раннего постнатального периода (врождённое узнавание, ранний опыт, импринтинг).
  18. Общая характеристика развития поведения и психики животных в ювенильном периоде.
  19. Игра и исследовательское поведение у высших животных.
  20. Врожденное и приобретаемое в поведении животных.
  21. Виды научения.
  22. Латентное научение и инсайт как особые виды научения.
  23. Импринтинг как особый вид научения.
  24. Облигатное и факультативное научение.
  25. Оперантное научение и классическое обусловливание.
  26. Подражание у животных. Аллеломиметическое поведение и имитационное научение.
  27. Методы исследования инстинктивного поведения животных.
  28. Инстинктивное поведение животных. Развитие представлений о взаимосвязи инстинкта и научения в истории зоопсихологии.
  29. Групповое поведение животных и проблема зарождения общественных отношений.
  30. Возможности и ограничения использования «анималотерапии» в деятельности клинического психолога.

Список литературы по курсу

На главную страницу